
Рубрикатор
1. Концепция 2. Наука 3. «Воздушные кривые» 4. Луна 5. Станции 6. Ракеты 7. Летающие тарелки 8. Заключение 9. Библиография 10. Источники изображений
Концепция
XX век — это эпоха развития не только искусства, дизайна и архитектуры, но и науки, а также технологий. Вторая половина этого непростого века, характеризуется стремлением людей забыть об ужасах пережитых войн. Города обретают новые облики, восстанавливаются после потерь и разрушений. Инженеры стремятся создать новые технологические решения для реализации идей массового строительства, ведь данная проблема стала одной из наиболее существенных в послевоенные годы, в связи с уничтожением огромных площадей жилых районов. Развитие технологий в области инженерии и в освоении космического пространства во многом влияет на внешний вид архитектуры, расширяя возможности художников и вдохновляя их на новые формы.
Особенно большое влияние космическая тема оказала на архитектуру Советского Союза, ведь идеи о строительстве прекрасного будущего возникли еще во времена развития авангардного течения и оставались с советскими художниками на протяжении многих лет. Также космос являлся наиболее развитой частью советских технических и научных отраслей, что было важно продемонстрировать и в архитектурных постройках того времени. Власти активно поддерживали идею стремления в «светлое завтра», символом чего и становились новые постройки.
В данном визуальном исследовании уделяется большое внимание творчеству советских архитекторов, как деятелей искусств страны, наиболее приближенной к изучению и освоению космического пространства, которая совершила множество открытий, повлиявших на развитие всего научного мира, и совершившая множество технических прорывов, таких как создание и запуск первого космического спутника, первые животные, а после и люди в космосе — все это не могло оставить творчество архитекторов в стороне, именно поэтому тематика космоса имеет наибольшее количество архитектурных памятников в республиках бывшего Советского Союза. Особую свободу к строительству советские архитекторы получили ближе к концу 1970-х годов, в связи с политической ситуацией, которая особенно влияла на застройку городов, поэтому примеры, приведенные в данном исследовании в основном связаны с этим периодом.
Представители других стран, в частности, Соединенных Штатов, Канады, государств Европы также росли в техническом развитии и создавали множество уникальных примеров инженерного и архитектурного строительства.
Каждый раздел исследования посвящен определенному типу внешнего сходства форм построек с научными, техническими или идейными принципами космических станций, приборов, машин и объектов. Источниками информации будут служить книги об истории как советской архитектуры, так и мировых построек, которые по тем или иным причинам стали наиболее яркими примерами технического и художественного образа. Можно найти множество построек, близких по внешнему виду, идеям и целям, поэтому во избежание повторения, будут представлены лишь некоторые здания, наиболее полно выражающие замыслы схожих примеров. Целью моей работы является выявление наиболее частых и важных образов, заимствованных архитектурой из космической области, определение связей между функциями построек и выбранной формой.
Наука
В век технического и научного прогресса странам было важно продемонстрировать собственные достижения за счет необычных форм, отсылающих к экспериментам с частицами атомов, их строению, передавая знания через форму как напрямую демонстрирующих молекулы, так и конструктивно показывая структуру множества мельчайших частиц.
Атомиум, Брюссель; Андре Ватеркейн, Андре и Жак Полак (1958 г.) Кристалл железа
Павильон США для всемирной выставки в Монреале; Ричард Фуллер (1967 г.) Мир науки Telus, Ванкувер; Бруно Фрески (1985 г.) Соединение атомов в молекуле
Для Советского Союза было важно выделить здание академии наук, ведь развитию именно данной сферы уделялось особое внимание, поэтому в постройке можно отметить элементы, отсылающие не только к уже упомянутым строениям атомов, но и к инженерным техническим постройкам, предназначенным для наблюдения и изучения космических тел, что может быть заметно из внешнего вида конструктивных элементов, расположенных на крыше башен академии.
Президиума Российской академии наук, Москва; Юрий Платонов (1974–1997 гг.) Радиотелескоп; изобретение 1937 г.
«Воздушные кривые»
Данный раздел посвящен формам, свойственным космическим траекториям движения, которые могут быть как хаотичными, так и плавными округлыми элементами или, так называемыми, «воздушными кривыми» [1, 23]. Подобные постройки символизируют свободный дух, уединенность, гармонию и стремление к воплощению фантазий, что было свойственно для советских и зарубежных архитекторов.
Ворота Запада в Сент-Луисе; Ээро Сааринен (1965 г.) Арка дружбы народов в Киеве; И. Н. Иванов, С. Н. Миргородский и К. А. Сидоров (1982 г.) Орбита вращения Земли вокруг Солнца
Theme Building в международном аэропорту Лос-Анджелеса; Уильяма Перейра и Чарльза Лакман (1961 г.) Орбита движения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли
Архитектурные образы схожи и с более сложными системами движения планет, расположением и распространением магнитного поля, что отражается в целостном виде комплексов и наиболее ярко предстает в частных объектах и скульптурах, дополняющих основную композицию.
Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского, Великий Новгород; Владимир Сомов (1987 г.) Траектория движения планет солнечной системы
Лечебница в Друскининкае, Литва; Ромуальдас Шилинскас и Аушра Шилинскене (1979 г.) Магнитное поле Земли
Движение искусственных приборов, помещенных в пространство космоса напрямую связано с эллиптическими траекториями и формами, чем нередко пользовались архитекторы для предания постройкам необычного, порой неземного вида.
Летний театр в Центральном городском парке им. Лазаря Глобы, Днепр; Олег Петров (1977 г.) Орбита движения искусственных спутников
Рест. «Жемчужина», Баку; В. Шульгин и Р. Шарифов (1962 г.) Рест. Los Manantiales, Мехико; Феликс Кандела (1958 г.) Павильон СССР в Минске; Л. Москалевич, Г. Ласкавая (1988 г.) Траект. полета спутников
Также можно встретить здания, как бы взмывающие ввысь, что создает впечатление о запускаемом в небо объекте, несмотря на противоположную динамику движения ракеты, ведь в постройках архитекторы устремляют формы, перевернув траекторию в нужном направлении.
Павильон СССР для выставки в Монреале; Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор (1967 г.) Кинотеатр «Россия», Ереван; Грач Погосян, Артур Тарханян, Спартак Хачикян (1975 г.) Траектория полета ракеты
Луна
Наиболее редким образом для заимствования в архитектуре стали лунные базы, однако существует несколько примеров, которые напрямую связаны с ними. Например лагерь «Прометей» был построен по эскизному проекту лунной базы, трудно сказать какой именно, однако в проекте видны отличительные черты: конструкция зданий расположена на поднятых от земли опорах, плотно соединена друг с другом переходами, несмотря на явно выделяющиеся отдельные домики, крыша отсылает к солнечным панелям, обычно располагающимся на подобных станциях.
Пионерский лагерь «Прометей», пос. Богатыри; О. Романов, М. Хидекель, И. Деменов, Е. Мелещенко (1985 г.) Советская лунная база
Хижина на территории лагеря «Прометей» Луноход-1, СССР
Данная постройка не так сильно связана с темой космических станций, однако можно проследить схожие элементы опор, обоснованные, вероятно, рельефом местности и в общем виде напоминающие лунные объекты за счет полукруглой формы арки.
Арка дружбы народов на Крестовском перевале; Георгий Чахава (1983 г.) Посадочный модуль Аполлон-11
Станции
Высотные цилиндрические здания напоминают космические станции, которые на ровной поверхности и целостной форме имеют множество технических приборов, внешний вид которых схож с балконами в жилых постройках. Также есть варианты архитектуры больше похожие на чуть более поздние версии станций без обилия деталей на корпусе и фасаде соответственно.
Жилой дом «Ромашка», Кишинев; Олег Вронский (1978–1986 гг.) Дворец молодежи, Ереван; Артур Тарханян, Грач Погосян и Спартак Хачикян (1972 г.) Орбитальная станция Салют 1 (1971 г.)
Дача на озере Севан; (1976 г.) Отель «Салют», Киев; Авраам Милецкий (1984 г.) Орбитальная станция Салют-4 (1974 г.)
Некоторые постройки отсылают не к уже существовавшим техническим приборам, но только представлению о них, которое и в современном мире может интерпретироваться и видоизменяться.
Санаторий «Дружба», Ялта; Игорь Василевский (1985 г.) Представления о круговых космических станциях
Формообразование станций также проявляется в технических переходах, напоминающих исследовательские модули, расходящиеся от центрального корпуса.
Дворец пионеров, Днепр; Евгений Амосов, Виктор Гарсиа-Ортега (1990 г.) Научно-исследовательская станция «Мир» (1986 г.)
Ракеты
На монументе, посвященному космическим достижениям располагается упрощенная версия конкретной модели ракеты, поскольку несет символическое значение и образ первой советской ракеты.
Монумент покорителям космоса, Москва; Андрей Файдыш-Крандиевский (1964 г.) Ракета-носитель «Восток»
Форма телебашни изначально предполагает высотную постройку, что уже сближает архитектуру с космическими ракетами, однако особо удлиненный шпиль, вынесенные за пределы общего корпуса элементы, добавляющие технологичности внешнему виду и временной контекст постройки могут еще ярче подчеркнуть сходство с ракетными системами. Подобные здания существуют по всему миру, в той или иной мере напоминая космические объекты.
Берлинская телебашня; Х. Хенсельманн, Й. Штрайтпарт (1969 г.) Ракетно-космическая система NASA «Сатурн-5-аполлон» Останкинская телебашня, Москва; Л. Баталов, Д. Бурдин (1967 г.) Ракета Восток-2
Немного видоизмененные телебашни схожи с конструкциями космодрома, во время подготовки ракеты к взлету: наклоненные опоры напоминают поддерживающие элементы.
Телевизионная башня, Ташкент; Ю. П. Семашко и Н. Г. Терзиев-Царухов (1985 г.) Телевизионная башня, Рига; Гунар Асарис (1986 г.) Космодром Байконур (1961 г.)
Некоторые здания заимствуют лишь часть из конструкции ракет, например нижние остроугольные крепления двигателей выглядят как ракета, застрявшая в земле или дополнительный элемент на крыше постройки.
ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург; Борис Артюшин, Станислав Савин (1987 г.) Гостиница Казахстан, Алматы; Юрий Ратушный, Лев Ухоботов (1978 г.) Ракета-носитель Протон-К
Летающие тарелки
Постройки данного раздела показывают представления архитекторов о космических объектах, которые не были опознаны и полностью изучены, поэтому внешнее сходство с какими-либо фотографиями может быть лишь отдаленным, ведь каждый из объектов создавался в большей мере по собственному замыслу автора, чем по уже существующим вариантам представления.
Башня Спейс Нидл, Сиэтл; Джон Грэм (1961 г.) НЛО в горах Швейцарии
Дом Футоро; Матти Сууронен (1968 г.) Кадр из сериала «Lost in Space» (1965 г.)
В данном случае советский архитектор вдохновился работой зарубежного автора и представил свою интерпретацию схожего образа летающего объекта, окруженного современными высотными зданиями, который уже позднее был изображен художником в форме цифрового искусства.
Мэрия в Торонто; Вилье Ревелль (1965 г.) Институт информации, Киев; Флориан Юрьев (1971 г.) Иллюстрация НЛО, парящего над дорогой.
В советских городах строились почти идентичные здания цирков, которые также подходили для эксплуатации, благодаря круглой, вытянутой форме.
Цирк, Бишкек; А. Нежурин, И. Шадрин и Л. Сегал (1976 г.) Цирк, Душанбе; Г. Айзикович, Т. Вольвак, Э. Ерзовский (1976 г.) Фото НЛО
Цирк, Казань; Геннадий Пичуев, Александр Таганцев (1967 г.) Кадр из фильма «День, когда Земля остановилась» (1951 г.)
Заключение
В архитектуре второй половины XX века можно наблюдать стремление создать мир будущего, проявить технические достижения, которые стремятся к покорению новых горизонтов за пространством Земли. Авторы, заимствуя космические формы, не забывают о функциях проектируемых зданий: научные достижения демонстрируются на выставках и в постройках исследовательских центров; эллипсообразные кривые, демонстрирующие движение, используются в местах общественного пользования с большим потоком людей; лунные установки применяются не так часто и лишь на удаленных участках, показывая их отчужденность, как в примере с лагерем для трудных подростков «Прометей»; формы космических станций можно увидеть в жилой архитектуре, которая как и спутники разбивается на некоторые блоки и соединяет в себе разных пользователей; ракетные космические установки близки к телебашням, как наиболее высотным строениям, а летающие тарелки часто помогают создать пространство для представлений, которое также удобно располагается в подобной форме. Таким образом, космос становится частью повседневной жизни для людей по всему миру, символизируя новые надежды после тяжелого времени первой половины века.
Frédéric Chaubin. CCCP. Cosmic Communist Constructions Photographed., 2024. С. 439
Современная архитектура в деталях / Дж. Зуковски.— Пер. с англ. — М.: «Магма», 2016. — 224 с., ил.