
Единственное, чего стоит бояться на этой планете, — это человек.
Оглавление
- концепция - виды деформации - механизмы воздействия - визуальные приёмы - заключение
Концепция
Страх в той или иной форме проявляется в жизни людей каждый день. Мы боимся высоты, боимся проспать на работу. Пугаемся, если неожиданно сталкиваемся с прохожими из-за угла. Вздрагиваем, когда кто-то слишком тихо подходит.

Франсиско Гойя «Сон доброй ведьмы» (фрагмент).1823 г.
Существует огромное количество фобий и страхов, однако множество источников ужаса очевидны и подвластны объяснению. Мы можем предположить, как избавить себя от них. Например, раздавить паука, который случайно оказался на нашем рабочем столе. Однако бывают ситуации, когда мы не понимаем, чем вызван страх. Существуют некоторые аспекты, которые вызывают тревогу, дискомфорт и пугают нас, потому что они не складываются в наши привычные представлении об окружении. Мы не можем предугадать, что стоит ожидать от этого, потому что видим что-то слишком сверхъестественное.
Питер Брейгель «Безумная Грета». 1562–1564 гг.
Часто такие эмоции могут вызываться деформированными образами. Во многих книгах, фильмах, играх и не только образ деформированного человека подобного существа является ключевым пугающим образом. Подобные эмоции нередко вызывают произведения художественного искусства. Глядя на некоторые картины появляется чувство, которое в литературных произведениях описывают бегущими по коже мурашками. Но как художники достигают подобного эффекта?
Ханс Рудольф Гигер «Искупитель». 1987 г
Для того чтоб найти ответ на этот вопрос в исследование рассматривается некоторые работы, которые изображают пугающие образы. Зачастую на них изображены люди, которые выглядят иначе, чем мы привыкли. Одним из примером могут быть карикатуры Гойи, который изображает пугающих старух, меняя их лица в неестественной манере. В иллюстрационном ряде анализируются так же работы экспрессионистов, которые зачастую используют приём искажения человеческой фигуры. Так же в иллюстрационном ряде можно найти картины, которые отвечают теме исследования с не совсем очевидной стороны. Так как изображенные на них создания больше похожи на монстров, чем искажённых люде. Однако их схожесть с человеческим образом делает их ещё более тревожны. В их образах деформация настолько исказила привычное представление человека, что мы перестают видеть в них что-то себе подобное. Все выбранные для исследования материалы отвечают теме связанной с деформацией образа героя произведения.
Франсиско Гойя «Две старухи, поедающие суп». 1821–1823 гг.
Для детального погружения в тему исследование разделено на главы, посвященные видам деформации механизмам воздействия и визуальные приёмы. В каждой главе раскрывается наблюдение, которое суммируется в заключении.
Для того, что погрузить в исследование была изучена литера, не только связанная с искусством, но и психологией. Так же были выбраны для изучения статьи о том, как деформация тела выглядит в других культурах и с какой целью оно применялась в разные эпохи.
Входе исследования предполагается обозначить некий рецепт, который позволяет создать образ не просто страшный, а по-настоящему пугающий и запоминающийся.
ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ
Любая деформация берёт своё начало из искажения. Для этого на протяжении многих веков ещё со времён античности творцы ищут идеал человеческого тела. «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи — в этом вопросе выступает не просто рисунком, а закодированной схемой идеального человека. Деформация намеренно нарушает этот привычный образ правильного человека по всем пропорциям. Существует несколько её видов.
Квентин Массейс «Уродливая герцогиня». 1513 г.
Этот вид деформации заключается в дисбалансе и зеркальности привычного взгляду объекта. Часто такой приём применяется к лицу человека, в частности в изображении глаз разного размера или раскосыми, в кривой улыбке или расположении элементов лица на разном уровне.
Фрэнсис Бэкон «Этюд к портрету (Мишель Лейрис)». 1978 г.
С точки зрения психологии асимметрия может вызывать ощущения неправильности, что приводит к тревоге и беспокойству. Правильные пропорции и симметрия воспринимается человеком, как что-то здоровое и привычное, некий порядок, который не может быть непредсказуемым. Асимметрия ломает этот принцип, рождает непонимание образа, представшего перед зрителем.
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». 1907 г.
Фрэнсис Бэкон «Автопортрет с травмированным глазом». 1978 г.
Подобно асимметрии гиперболизация рождает чувства непонимания, отвращения и неуютного шока, когда зритель видит непропорциональное изображение. Черта и части тела, которые не привычны для образа человека воспринимаются как что-то отталкивающее.
Иероним Босх «Несение креста». 1490–1500 гг.


Иероним Босх «Страшный суд, фрагмент». 1500 г.
Рождающееся чувство абсурда заставляет размышлять над вопросом: «А что я всё-таки вижу?». На основе этого появляется чувство тревожности или иные смешанные чувства.
гравюру Гюстава Доре «Архана» к «Божественной комедии». 1816 г.


карикатуры Франсиско Гойи. 1799 г.
МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Во время своей жизни человек руководствуется созданными мозгом шаблонами и представления о чём-либо. Деформация в любом своём виде ломает эти шаблоны, выходя за рамки ожидаемого. Когда зритель видит образ с искажёнными пропорциями, неправильными или невозможными формами, у него возникает когнитивный диссонанс. Обычно он заключается в несоответствии между ожиданиями и действительностью.
Амедео Модильяни «Люния Чековска». 1919 г.
Одним из механизмом воздействия деформации можно назвать эффект «зловещей долины». Суть этого эффект складывается из неприятного ощущения, когда что-то человекоподобное сохраняет за собой некоторые неестественные человеку неточности, дефекты, искажения и черты.
В этом случае образ достаточно человечный, чтоб зрители могли инфицировать его как что-то себе подобное, однако искажения в нём слишком явные для этого. Зритель не может доверять такому образу, так как несмотря на свою похожесть на человека, он является чем-то чужим и пугающим.
Билл Стоунхем «Руки противятся ему». 1972 г.
Лицо человека является основным способом коммуникации в обществе. Если мы видим какие-то искажённые черты, мы воспринимаем это совсем иначе, нежели привычное лицо. В этом случае такие приёмы, как огромные улыбки, похожие на оскал, воспринимается как угроза, а не дружелюбное намерение.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ
Наиболее сильный эффект деформация производит, когда её сочетают с эмоциями. Искажения пропорций могут использоваться для передачи страданий. В этом случае деформация выступает как способ передать внутреннего состояния героя визуального повествования. Художник не просто рисует широко открытый рот, но изображает его огромной чёрной дырой. Своей темнотой, глубиной и передающейся в образе боль и страхе рождается неуютное для публики образ.
Здзислав Бексиньский (без названия). После 1950-х гг.
Другим приёмом может быть создание наоборот нечитаемых эмоций через деформацию. Это может достичь путём смешения нескольких чувств: глаза выражают ужас, в то время как губы растянуты в улыбке. От этой невозможности распознать эмоции появляется чувство тревоги.
Фрэнсис Бэкон «Голова VI». 1949 г.
Деформация пространства в след за деформации тела подчёркивает неправильность от общего восприятия. Оно заключается в ломаных линий, неестественных углов или неправильной перспективе. Зачастую это всё сливается в общее чувство помешательства.
Эрнст Людвиг Кирхнер «Улица Дрезден». 1908 г.
Пугающий образ картины может дополняться цветом, композицией и светом.
Цвета на многих образах яркие, почти кислотные. В них кроется неестественность, ощущение тревоги, опасности, страх, раздражение. Контрасты в этом случае создаёт визуальное напряжение, которое так же подчёркивает тревожащее чувство от произведения искусства.
Эдвард Мунк «Крик». 1893 г.
Контраст в освещении так же создаёт драматургию образа. С помощью теней подчёркивается гнетущая атмосфера и ощущение опасности.
Резкие диагональные линии в фигуре и её окружение так же помогают передать неспокойное ощущение в композиции. Постоянное движение и ощущения нестабильности складывается из шаткости подобной композиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страх человека кроется в непонятном и непривычном. Для идеального образа, способного напугать и вызвать дискомфорт, важно создать ощущение того, что зритель смотрит на что-то нечеловеческое. Пропорции, лежащие в основе любого построения фигуры человека, привлекают взгляд своей правильностью. В то же время их искажение заставляет отвернуться. Приправив «поломанного» человека цветовой палитрой, художник получает произведение, которое запомнится зрителям и выразительностью, и страхом.
Деформация тела в искусстве // creativecity.academy URL: https://creativecity.academy/project/9357bdeff8c944299a3bc603640ba15b (дата обращения: 20.11.2025).
Деформация человеческого тела в современном российском искусстве // hsedesign.ru URL: https://lms.hsedesign.ru/project/8f88a1a5ee7f47eda58d86f73205f1be (дата обращения: 20.11.2025).
Джонатан Джонс. Отрывок из книги «Британское искусство от Хогарта до Бэнкси» // zimamagazine URL: https://zimamagazine.com/2020/10/dzhonatan-dzhons-otryvok-iz-knigi-britanskoe-iskusstvo-ot-hogarta-do-benksi/ (дата обращения: 20.11.2025).
Рудольф Арнхейм Искусство и визуальное восприятие. — Москва: Архитектура-С, 2007. — 392 с.